Новости

Светлана Котельникова: «Проект сложный, но я рада быть членом этой команды»

Равные консультанты выступают на «первой линии» во взаимодействиях с пациентом. По нашей просьбе своим опытом консультирования в проекте делится консультант Школы пациента «Туберкулез излечим»Светлана Котельникова:

— Как правило, пациенты сами обращаются к равным консультантам в поисках поддержки. В рамках же этого проекта консультанты сами приходили к пациентам, предлагая свою помощь. Насколько сложной оказалась работа в таком формате?
— Несмотря на то, что опыт равного консультирования у меня уже был, Школа пациента дала мне новый опыт, новые возможности и открыла для меня новые перспективы. Обычно люди, сталкиваясь с серьезной проблемой, сами начинают искать кого-то, кто уже был в такой же ситуации и может поделиться успешным опытом, и эти поиски приводят их к равному консультанту. В таком случае те, кому нужна помощь, обычно уже готовы к общению, так или иначе настроены на совместную работу. Здесь же, наоборот, мы сами идем к людям с предложением такой поддержки.

Как выяснилось, многие из наших пациентов даже не представляли, что есть такая возможность. Другие просто не привыкли к тому, что о них кто-то заботится, что они вообще кому-то интересны. Третьи в принципе не понимали, как можно раскрыться перед незнакомым человеком, поведать ему о своих проблемах и чувствах.

Так что мне пришлось буквально по ходу проекта «прокачивать» свои профессиональные знания и навыки, искать новые решения и подходы. Это дает мне новый толчок для развития в профессии, открывает новые возможности для работы с людьми. Это огромный опыт, и я благодарна за него судьбе. Могу сказать, что проект оказался очень сложным, но я ни минуты не жалела о том, что приняла в нем участие. Надеюсь, моя помощь оказалась ценной и полезной для участников нашей Школы. Я рада, что стала членом команды этого проекта.

— Какие ситуации во время проекта вам особенно запомнились или удивили?
— Таких ситуаций было множество. В том числе и тех, которые удивили. Например, один из пациентов жаловался на побочные эффекты от приема лекарств. Мы старались его подбодрить, убедили быть откровенным с доктором, искали способы облегчить его состояние. Увы, несмотря на усилия врачей, снизить неприятные побочные эффекты от приема лекарств никак не удавалось, легче ему не становилось. Пока однажды он случайно не проговорился, что запивает все препараты молоком. Откуда он взял, что таблетки нужно принимать именно так — не знаю, но пациент был уверен в своей правоте. И как только нам удалось его убедить отказаться от молока и запивать лекарства обычной водой — его самочувствие значительно улучшилось. Я впервые столкнулась с таким убеждением. Теперь в копилке моего рабочего опыта есть и такой случай.

— Насколько сложно было найти подход к пациентам, принимающим участие в проекте? Ощущаете ли вы, что ваша поддержка для них действительно важна?
— Пациенты, с которыми мы работали на этом проекте, мне показались более уязвимыми и нуждающимися в поддержке, чем обычно. Часто это люди, на которых свалился целый воз проблем: это и сложности с принятием своего диагноза, и страхи по поводу того, что с ними будет, и финансовые проблемы, и одиночество — поскольку, как показывает практика, очень часто даже от самых благополучных людей отворачиваются родные и близкие. Многие люди, кроме всего прочего, не умеют принимать поддержку или просить о ней. Нередко они закрыты, злятся на весь мир и на себя, чувствуют себя никому не нужными. Я стараюсь приложить максимум усилий, чтобы достучаться до них, найти подход, ту ниточку, которая поможет построить доверительные отношения. Результаты бывают удивительными. У нас была пациентка, которая очень плохо переносила лечение, и ей было тяжело. Она была крайне не общительна, хотя и не отказывалась поддерживать контакт. И я просто ежедневно отправляла ей текст со словами поддержки. А потом эта женщина написала, что очень благодарна мне за то, что я была с ней «рядом всё это время». И что для неё мои послания были очень важны и помогали ей держаться. Как оказалось, для неё это было важно.

— С вашей точки зрения, нужны ли такие проекты? И почему?
— Да, и таких проектов должно быть больше! Есть люди уязвимые, социально не очень благополучные, лишенные в силу разных обстоятельств доступа к достоверной информации, в том числе медицинской и научной. Сами они точно не будут, не смогут всё это искать. И очень важно, чтобы поддержка и информация пришла к ним. Каких только вопросов мне как консультанту люди не задавали! Например: «Может ли кошка или собака заболеть туберкулезом, заразившись от хозяйки?»

Людям сложно бывает самостоятельно разобраться с медицинскими терминами. Кто-то просто был растерян, переживает сильный стресс и не очень понимает, что происходит. Мне кажется, очень важно, чтобы в такой момент к каждому пришла помощь и поддержка. Особенно к тем, кого больше некому поддержать. И тогда у человека будут силы пройти весь путь до полного излечения и победить болезнь.


Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

2022