Лишь 17 % пациентов, уверенных, что знают о туберкулезе «более чем достаточно», смогли правильно ответить на вопросы о туберкулезе.

 С.П. Маирко, Н.Ю. Сидоренко и врач-фтизиатр Г.А. Калачева
На фото:
Главный врач ГБУЗ ВО «Патакинская областная туберкулезная больница» С.П. Маирко, Н.Ю. Сидоренко и врач-фтизиатр Г.А. Калачева обсуждают результаты опроса пациентов.
22 сентября 2020 года проведен анонимный опрос и закрытая фокус-группа среди пациентов, проходящих лечение туберкулеза на базе Патакинской областной туберкулезной больницы во Владимирской области.

Участниками опроса стали 41 из 44 пациентов, находящихся в стационаре (93 %), включая 9 женщин и 32 мужчины в возрасте от 32 до 67 лет, средний возраст опрошенных 46 лет.

Опрос пациентов показал, что хотя 86,8 % опрошенных ответили, что информации о туберкулезе, которую они получают от медицинских работников стационара, им «более чем достаточно», в действительности лишь 7 человек (17 % опрошенных) смогли выбрать правильный вариант ответа на вопрос о том, как передается туберкулез («только через инфицированный воздух»). Остальные 32 человека наряду с этим указывали также и другие пути передачи: общую посуду, постельное белье, рукопожатия и объятия. Ничего не смогли ответить о путях передачи туберкулеза 4 человека (9,7 % опрошенных).

Для опроса использовалась анкета для самостоятельного заполнения с тремя блоками вопросов:
  • информированность о путях передачи туберкулеза и лечении;
  • взаимодействие с медицинским персоналом и другими пациентами;
  • нужды и потребности пациентов в период лечения.

Результаты опроса пациентов продемонстрировали, что необходимо улучшать информационную работу с пациентами — даже если большинство из них считают свой уровень знаний о туберкулезе достаточным.

Пациенты считают общение с медицинским персоналом одним из самых важных факторов на пути к излечению: 32 % опрошенных ответили, что нуждаются во внимании медицинского персонала, а 67 % больных считают, что могут выздороветь только при поддержке медицинских работников.

Кроме того, необходимо обучать наиболее активных пациентов консультированию по вопросам приверженности лечению — 32 % пациентов указали, что положительный пример и общение с другими больными, находящимися на лечении, укрепило их желание лечиться и было полезным. Желание пациентов помогать друг другу — залог успешного развития системы взаимоподдержки по принципу «равный равному»: 63 % опрошенных выразили готовность помогать другим пациентам.

Для корреспонденции: Наталья Сидоренко (nsidorenko84@gmail.com)
Сидоренко Наталья Юрьевна
На фото:
Н.Ю. Сидоренко и пациент.
Made on
Tilda